
Масленица— древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.
История праздника
На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что
первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с
принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его
сроков.
На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после.
С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, несмотря на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник для народа. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.
Традиции и обычаи
К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы
предшествующей недели и праздновали “малую Масленицу”.
В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: “Масленицу ли везешь?” За ответ: “Не везу”, людям доставались приличные тумаки лаптями.
Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости.
Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня.
В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам.
Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами.
Подборка – произведений с темой Масленицы.

Шмелев, Иван Сергеевич (1873-1950).
Лето Господне : повесть : [для старшего школьного возраста]
/ Иван Шмелёв ; художник В. Бритвин ; [предисловие и комментарии О. Михайлова].
– Москва : Детская литература, 2020
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич
Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому
празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели
праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны,
и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий
блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за
звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и
теперь еще для меня жива яркая радость». Детские впечатления всегда более яркие
и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово
«масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

Гончаров, Иван Александрович (1812-1891).
Фрегат “Паллада” : путевой дневник кругосветного путешествия / Иван Александрович Гончаров ; Русское географическое общество). – М. : ЭКСМО ; [Б. м.] : Око, 2013.
Автор описывает, как матросы праздновали в плавании
Масленицу: “Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского
человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического
океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то
необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал
сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят
друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить
катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр
Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на
друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному,
национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой
лиц.”

Шолохов, Михаил Александрович.
Тихий Дон : роман.В 2-х т.Роман/Михаил Шолохов / Михаил Александрович Шолохов. – М. : ЭКСМО, 2003.
Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье
донских казаков Мелеховых: “Ели, как и всегда по праздникам, сытно и
много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — вареная баранина, курятина,
холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша,
кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал
тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич
еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине
углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно
черпал ложкой пропитанную маслом кашу. “


Русский праздник : праздники и обряды народного земледельческого календаря:Илл.энциклопедия/Авт.предисл.и науч.ред. / О. Г. Баранова [и др.] ; ред. И. И. Шангина. – СПб. : Искусство-СПБ, 2001.
В энциклопедию включены все главные церковные праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица и др., праздники народного календаря: мужские и женские, посиделки и братчины, «куриные» и «конские», праздники семьи и молодежные гулянья. Подробно воссозданы разнообразные праздничные обряды и развлечения — кулачные бои и драки, скачки и ярмарки, прием гостей и трапезы.