/ 15 июля, 2021

Творения Рембрандта Харменса ван Рейна – величайшее явление не только голландской живописи, но всего мирового искусства Нового времени, общечеловеческое значение их бесспорно. 15 июля этого года исполняется ровно 415 лет со дня рождения великого художника.

Известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века», он создал непревзойденные произведения практически во всех жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки. При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника.

Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства.

Детство и юность

В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1606 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней.  Мать была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами. Несмотря на достаток, семья жила скромно, соблюдая строгие католические правила.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

 В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально он ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

«Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625)

«Паламедеи перед Агамемноном» (1626)

«Давид с головой Голиафа» (1627)

«Похищение Европы» (1632)

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей. Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.

В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде, суд требовал, чтобы Хендрикье прервала свои отношения с художником. Это было неприемлемо – Хедрикье на тот момент была уже беременна – жить вне брака. Но она осталась. И родила Рембрандту дочку.

Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, во многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.

Саскию, которую Рембрандт обожал, он писал в богатых и пышных одеяниях, дорогих украшениях. Иногда создавал мифологические картины с ней. Не было подчеркнутого одухотворённого образа – это были страсть и чувства, обожание и восхищение. Но это была Саския.

Портреты Хендрикье просты, это, скорее, благородство и истинная добродетель, не требующая пестроты и роскоши. Нет нарядов, украшений, томных и чувственных взглядов. Как будто спокойствие и умиротворенность пришли в жизнь художника.

Слава Рембрандта постепенно меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.

Последующие годы творчества и последние годы жизни

Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.

Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса.  Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Одна из последних картин — «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников на тему возвращения блудного сына (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки), но изображение этого сюжета отличается от работы Рембрандта. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать это.

Много внешних атрибутов, ярких красок, каких-то символических деталей, на которые мы обращаем внимание.

Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец. Лиц практически не видно. Красноватые и золотые оттенки, едва узнаваемые, темноватые. Густые мазки красок, никакой гладкости и четкости.

И опять тот свет, начало которого мы не может найти. Как будто изнутри светятся персонажи. Физического источника света нет.

Сын Рембрандта, Титус ван Рейн, умер в 1668 году. Ему было 26 лет. И кажется, всю свою боль и тоску о любимом сыне Рембрандт передает на картине. Это невероятно грустное, темное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.

Печальное событие, смерть сына резко ухудшило душевное состояние художника. Он умер 4 октября 1669 года в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен в Амстердаме.

Говорить и рассказывать о Рембрандте можно долго. Картины его нужно смотреть и изучать, проникать в суть. Вглядываться в глаза портретируемых, рассматривать детали одежды, находить скрытые смыслы для себя. И постоянно восхищаться талантом.

О нем надо много писать и его надо много смотреть. И помнить, что в XVII веке жил такой голландский художник, который изменил развитие живописи, показал миру, как можно писать по-другому, не следуя за модными тенденциями. Как сохранять свою индивидуальность и развивать талант тогда, когда он больше никому не нужен.