
7 июня 1829 года родился Николай Федорович Фёдоров, уникальный русский философ – космист, мыслитель мирового масштаба, труды которого были опубликованы в основном после его смерти, до сих пор для многих остается неизвестным. И это очень плохо, потому что его труд «Философия общего дела» вполне может стать основой мировоззрения третьего тысячелетия. Приняв его идеи, люди, наконец, смогут ответить на самые главные вопросы:
Для чего живет человек?
Как положить конец терроризму, войнам, межнациональным конфликтам?
Как победить смерть?
Пожалуй, ни одна фигура отечественной мысли и культуры XIX века не вызывала в России века XX таких споров и таких духовных волнений, как фигура скромного библиотекаря Румянцевского музея, вбросившего в ее духовную почву семена идей поистине вселенского, космического масштаба.
Эти семена проросли в религиозно – философской сфере. Русские философы XIX века и первой половины XX века Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Булгаков и другие высоко оценивали идеи Фёдорова, а Владимир Николаевич Ильин в статье «Николай Фёдоров и преподобный Серафим Саровский» ставит этих двух людей на одну общую ступень, отдавая дань высокой духовности и настоящей христианской святости Николая Фёдоровича.
Семена его идей оплодотворили эстетические искания начала века, в которых кристаллизовалась идея искусства как творчества жизни, дали плод в литературе. В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, в разной степени и в разные годы подпадали под влияние воскресительных идей мыслителя, его представлений о назначении человека, смысле истории, будущем земли.
Его идеи вдохновили таких выдающихся учёных, как Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский, Николай Наумов, Сергей Королев.

Детство и юность
Биография Н. Фёдорова содержит очень много белых пятен. Мы не можем сказать, был ли он женат, имел ли детей. Известно только, что родился Николай Фёдорович Фёдоров 26 мая (7 июня) 1829 года. О его матери сведения не сохранились. Он внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина. Как незаконнорожденные, ни Николай, ни его брат и три сестры не имели права претендовать на титул и фамилию отца. Фёдоровым был его крёстный отец. От него он и получил свою фамилию. Такие ситуации в то время были нередки: дворянин мог полюбить крестьянку, однако развод и женитьба на женщине более низкого сословия лишала многих привилегий как супругов, так и их детей.
Что касается фамилии, то после полёта в космос Юрия Гагарина зарубежные средства массовой информации откликнулись на это событие статьями под заголовком «Два Гагарина», подразумевая настоящую фамилию Николая Фёдоровича. Сергей Королёв имел в своём кабинете портрет философа – космиста и, безусловно, принимая решение, кого из парней первым отправить в космос, не мог не подумать о добром знаке. Отец, князь Гагарин, не утаил своей внебрачной связи от брата – Константина Ивановича Гагарина. Тот принял участие в судьбе племянников. Он взял на себя оплату образования Николая. Про других детей информации нет. Родное село Ключи (Тамбовская губерния, ныне – Рязанская область, Сасовский район) Николай покинул, достигнув школьного возраста, – он переехал в Тамбов, где поступил в гимназию.
Лицей Ришелье
знаменитый лицей Ришелье на юридический факультет. Это очень престижное учебное заведение. По значимости оно стояло на втором месте после знаменитого Царскосельского лицея. По составу изучаемых предметов, качеству преподаваемых знаний и правилам он был, скорее, университетом, нежели лицеем. Преподавание вели профессора. В Ришельевском лицее учились дети из самых родовитых и богатых семей. Николай проучился в нём три года. После смерти дяди, платившего за учёбу, молодой человек вынужден был оставить лицей и начать самостоятельную жизнь. Внебрачный сын, даже наделённый большими талантами и высокими добродетелями, не мог рассчитывать на государственную субсидию в таком учебном заведении. Однако три года учёбы не прошли даром. Фундаментальные знания по естественным и гуманитарным наукам, полученные в лицее, в дальнейшем очень пригодились будущему философу, положившему начало русскому космизму.
Учитель и библиотекарь
В 1854 году Николай Фёдорович Фёдоров вернулся в родную Тамбовскую губернию, получил аттестат педагога и направление в город Липецк на работу учителем истории и географии. До конца шестидесятых годов он занимался преподавательской деятельностью в уездных училищах Тамбовской, Московской, Ярославской и Тульской губерний. С 1867 по 1869 год ездил в Москву, где давал частные уроки детям Михайловского.

В 1869 году Николай Фёдорович Фёдоров окончательно перебрался в Москву и устроился помощником библиотекаря в открытую Чертковым первую в городе общедоступную библиотеку. Фёдоров считал, что библиотека – это тот очаг культуры, который объединяет людей, не связанных родственными узами, но близких по влечению к духовным ценностям – литературе, искусству, науке. Он был против закона об авторском праве и активно пропагандировал идеи различных форм книгообмена.
Румянцевский музей и ученики
В Чертковской библиотеке Фёдоров познакомился с будущим отцом космонавтики – Константином Циолковским. Константин Эдуардович приехал в Москву с намерением получить образование в Высшем техническом училище (ныне Бауманское), но не поступил и решил заниматься самостоятельно. Николай Фёдорович заменил ему университетских профессоров. За три года под руководством Фёдорова Циолковский освоил физику, астрономию, химию, высшую математику и т. д. Не были забыты и гуманитарные науки, которым, как отдыху, посвящалось вечернее время.

Когда через несколько лет библиотеку присоединили к Румянцевскому музею, Фёдоров Н. Ф. сделал полную каталогизацию объединённого книжного фонда. В свободное от основной работы время он занимался с молодёжью. Свою скромную зарплату Николай Фёдорович тратил на студентов, а сам вел аскетический образ жизни, придерживаясь строжайшей экономии вплоть до того, что не пользовался общественным транспортом и всюду ходил пешком.
Суть теории космизма
Николая Фёдорова считают отцом русского космизма. Философ утверждал, что после открытия Коперником гелиоцентрической системы средневековая философия должна была пересмотреть свои представления о мироустройстве. Космические перспективы поставили перед человечеством новые задачи. Как говорил Циолковский: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!» Надо отметить, что науку философию Фёдоров обозначал как мысль без дела. По его мнению, это рано или поздно приводит к обособлению от предмета изучения и отрицанию объективного знания. Теоретическое знание должно подкрепляться практикой, а его целью служить изучение природы, жизни и смерти для управления ими. Вселенная освоена в настолько мизерном объёме, что сам собой напрашивается вывод: Господь создал такой огромный Космос с целью разместить в нем всех людей, когда – либо живших, и тех, кто ещё родится в будущем. По – другому это не объяснить. Под влиянием данного умозаключения и родился русский космизм Фёдорова. Рассматривая Вселенную как огромное пространство, лишь микроскопическую часть которого занимает человечество, философ связывал этот противоестественный дисбаланс с христианским учением о воскрешении. Свободное место приготовлено Создателем для размещения на нём миллиардов людей, когда-либо живших на Земле. Подробно об этом можно прочитать в собрании работ Николая Фёдоровича, объединённых названием «Философия общего дела». Развитие человеческой цивилизации должно быть направлено на освоение космического пространства, на возвращение к физической жизни людей, живших прежде и теперь погребённых. В связи с этим необходимо создание новой этики, позволяющей всем жить в мире и согласии.

Новая этика
Николай Фёдорович был религиозным человеком. Он участвовал в литургической жизни Церкви, соблюдал посты, регулярно исповедовался и причащался. По его мнению, новая этика должна развиваться на основе христианского учения о Триединстве Бога. Как три разные Сущности Бога – Отец, Сын и Святой Дух, гармонично взаимодействуют, так и разделённое человечество должно найти способ мирного сосуществования. Божественная Троица – антитеза восточной ментальности растворения личности в коллективе и западного индивидуализма. Лучшей основой для выстраивания новых отношений является экология. Забота о природе, изучение её законов и управление ими должны стать основой для объединения людей разных национальностей, профессий и уровня образования. У науки и религии есть много общего. Христианская доктрина о грядущем воскрешении мёртвых должна быть осуществлена на практике учёными.

Воскрешение мёртвых
Что такое всеобщее воскрешение, по мнению Фёдорова, – это возрождение или воссоздание людей? Философ утверждал, что смерть есть зло, которое люди должны искоренить. Каждый человек живёт за счёт смерти своих предков, следовательно, является преступным. Такое положение вещей должно быть исправлено. Счета следует оплатить путём воскрешения умерших. Идея воскрешения должна стать катализатором, соединяющим представителей науки всех стран мира ради одного общего дела. Механизм воскрешения основан на законах физики – каждое физическое тело состоит из молекул и атомов, которые удерживаются друг возле друга энергиями притяжения и отталкивания. Все предметы излучают такие волны. Эти явления должны изучаться и тщательно исследоваться на предмет восстановления физической материи, то есть для выращивания прошлых жителей планеты из сохранившегося биологического материала или для собирания энергий, из которых состояли люди, дабы материализовать их таким способом. Вариантов воскрешения может быть больше, как предполагает Фёдоров.
Философия его модели развития общества включает в себя воспитание новых отношений между людьми. Поскольку рай – это не эфемерное пространство, где обитают души праведников, и не абстрактный покой души, смирившейся с действительностью, изменить которую он не властен, а настоящий физический мир, то надо переделать или воспитать людей таким образом, чтобы они навсегда распрощались с зависимостью от пороков, известных как ненависть, зависть, сребролюбие, уныние, гордость, идолопоклонство и т. д. Также необходимо сделать, чтобы люди не страдали от физических раздражителей, как-то: болезни, холод, жара, голод и прочие. Это работа и для учёных, и для духовенства. Наука и религия должны объединиться.
Николай Фёдорович нарисовал два возможных пути развития человеческой цивилизации.
Первый путь, по которому может пойти человечество
Интеллигенция и учёные всего мира станут работать над воссозданием человеческого генофонда. Вооружённые силы больше не будут задействованы для агрессивных, взаимоистребляющих целей, а станут использоваться для противостояния стихийным силам природы, то есть наводнениям, землетрясениям, извержениям вулканов, лесным пожарам и т. д. Промышленность перестанет изготавливать продукцию, которую можно условно назвать игрушками для взрослых. Основные производства будут переведены в сельскую местность. Там и будет развиваться жизнь. Города плодят людей потребительского склада, склонных к паразитическому образу существования. Жизнь в городах лишает их здоровых стремлений, ограничивает и делает не просто ущербными, но несчастными. Всеобщее образование – обязательное условие для осуществления плана воскресения. Государственное управление будет осуществляться монархом, связанным со своим народом отношениями не кесаря и его подданных, а исполнителя воли Бога ради всечеловеческого блага.
Другой путь
Николай Фёдоров предполагал и другой путь развития человеческой цивилизации, который приведет нас не к бессмертию и воскрешению мёртвых, а к Страшному Суду и геенне огненной. Русский космизм – реальная концепция, не имеющая ничего общего с утопическими фантазиями писателей-фантастов. Фёдоровская картина мира выглядит невероятно правдоподобно, хотя он жил в эпоху до научно-технической революции. К Страшному Суду приведёт гипертрофированное чувство самосохранения, которое возобладает над здравым смыслом. Это возникнет в результате отхода от Бога, в утрате веры в Его промысел, волю, заботу и любовь к людям. Из неверно толкуемого чувства безопасности люди начнут искусственно синтезировать продукты питания. Похоть возобладает над любовью, станут появляться противоестественные браки без деторождения. Животные и растения, представляющие угрозу для здоровья, будут уничтожены. Перестанут выпускать летательные аппараты. В конце концов люди примутся истреблять друг друга. Вот тогда и наступит День гнева.
Поразительно, что всё это было написано в XIX веке – Николай Фёдоров умер 28 декабря 1903 года.
Науки, родившиеся из учения Фёдорова
Николай Фёдорович Фёдоров, сам того не подозревая, вдохновил Константина Циолковского посвятить свою жизнь созданию новой отрасли науки и техники – космонавтике. Порядок мироустройства, сформулированный Николаем Фёдоровичем, покорил умы многих его современников. Именно идеи Фёдорова породили такие науки, как космическая и гелиобилогия, аэроионификация, электрогемодинамика и прочие другие. По мнению учёных, занимавшихся наследием, которое оставил «московский Сократ», как прозвали Фёдорова друзья и ученики, обозначил вектор и дал импульс развитию общечеловеческих знаний на много веков вперёд. С его подачи родился новый взгляд на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми, трудящимися над созданием идеальной ноосферы. Большинство записей, которые сделал для своих учеников Фёдоров Н. Ф. сохранились. Николай Фёдорович не занимался публикацией своих мыслей. Его труды сохранили многочисленные ученики. Николай Павлович Петерсон и Владимир Александрович Кожевников их систематизировали и издали в 1906 году. Весь тираж был разослан в библиотеки и бесплатно распространён среди желающих.
При жизни Николай Фёдорович никогда не фотографировался и не позволял себя рисовать. Однако Леонид Пастернак всё же тайно сделал один портрет, который размещен в начале статьи.
Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии. Его дело – сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи, перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия – победа над смертью, возвращение к жизни всех ушедших в небытие.
Конец XX века отмечен появлением устойчивого интереса ученых многих стран к творчеству Н.Ф. Федорова. На родине философа его сочинения стали переиздаваться с начала 1980-х годов.
В 1988 г. в городе Боровске Калужской области были проведены Первые Всесоюзные Федоровские чтения, ставшие впоследствии традиционными. В 1993 г. в Москве на базе Центральной библиотечной системы «Черемушки» был создан музей-библиотека Н.Ф. Федорова.