Когда вы услышите, что эпоха романтиков прошла – не верьте! Сегодня, вы сами убедитесь в этом. Нет, не перевелись ещё мечтающие о безбрежных просторах морей и океанов, о кругосветных путешествиях под белоснежными парусами…
Экипаж «Седова» отважился на такое путешествие, посвящённое 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Легендарный четырёхмачтовый барк Росрыболовства «Седов» — занесён в «Книгу рекордов Гиннеса», как самое крупное из сохранившихся до наших дней учебное парусное судно. В честь знаменательных юбилеев, в конце 2019 года, впервые в истории, в совместное плавание вышел парусный флот Росрыболовства в полном составе. Фрегат «Паллада” первого ноября покинул порт приписки Владивосток. «Седов» и «Крузенштерн» вышли из Калининграда 7 декабря ему навстречу, но каждый своим путем, повторяя маршруты великих первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева, которые нанесли на карту новый, шестой континент.

Новым поколениям российских моряков представилась возможность испытать себя в роли первопроходцев, побывать в нетрадиционных районах плаваний, редко посещаемых не только транспортными, но и парусными судами. Ставилась амбициозная задача: в условиях прохождения плавательной практики, курсанты морских учебных заведений и юнги морских клубов, в 21 веке совершат неординарные походы. Они откроют для себя планету не только в географическом аспекте, но и погрузятся в историю, посещая в каждом порту знаковые места и памятники, связанные с событиями Второй мировой войны.
Каждый участник этого масштабного плавания стал соавтором Дневника Экспедиции. На борту парусников, кроме членов экипажей, находились курсанты мореходок из разных регионов России, ученые, журналисты, члены Русского географического общества.
И сегодня, 23 марта 2021 года – это удивительное судно, поражающее своей красотой и величием, и являясь одним из последних винджаммеров – «выжимателей ветра», празднует свой столетний юбилей!!!
Век под парусами!!!

Его история и счастливая судьба символичны для русского флота.
Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7320 тонн, экипаж — 240 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.
Во время второй мировой войны (1939-1945 годы) барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации вместе с другими немецкими парусными судами.
В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету, подведомственному образовательному учреждению Федерального агентства по рыболовству, с этого момента на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов и электромехаников.
В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, в 2013 году в Санкт-Петербурге завершил свое первое кругосветное плавание.
В апреле 2017 года барк «Седов» был передан Калининградскому государственному техническому университету и сменил порт приписки с Мурманска на Калининград.
Михаил Кожухов об истории парусника “Седов”
Второе рождение «Седова»
Михаил Кожухов об истории Гонок больших парусников
Более подробно об интересных путешествиях и открытиях, сделанными выдающимися флотоводцами Ф. Ф. Беллинсгаузеном, Ю.Ф. Лисянским, М. П. Лазаревым можно узнать из книг фонда Детской городской библиотеки.
Открытие Антарктиды
(серияВеликие русские путешественники)
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
«Открытие Антарктиды» – это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа – «Восток» и «Мирный» – исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались. Книга Ф. Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике – командире «Мирного» М. П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века – Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу – они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

Три кругосветных путешествия
(серияВеликие русские путешественники)
Михаил Петрович Лазарев Знаменитый российский путешественник и флотоводец, почетный член Императорского Русского географического общества Михаил Петрович Лазарев (1788 – 1851) за свою жизнь совершил три кругосветных плавания. В ходе них были открыты и нанесены на карту шестой материк Земли – Антарктида, сотни островов, заливов и других объектов. Уже одного участия в первой антарктической экспедиции хватило бы, чтобы вписать его имя в анналы мировой истории. Но Михаил Лазарев таких плаваний совершил три! При нём строились и развивались Севастополь, Николаев, Херсон, росли и учились в будущем великие Нахимов, Корнилов, Истомин. Теперь это называется просто: Лазаревская эпоха. Представленные в книге документы, свидетельства самого Лазарева и его современников, участников экспедиций, не просто фиксируют события и открытия, они, как и сотни иллюстраций, многие из которых были сделаны непосредственно в ходе плаваний, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу прошлого, во времена великих русских географических открытий.
Путешествие вокруг света на корабле «Нева»
(серияВеликие русские путешественники)
Юрий Фёдорович Лисянский Капитан первого ранга Юрий Фёдорович Лисянский (1773-1837)- один из самых знаменитых российских мореплавателей. Он участвовал в подготовке и осуществлении первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806). Экспедиция под его началом обследовала малоизвестные районы Тихого океана, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. В этой книге впервые в мире были описаны Гавайи. Корабль «Нева» впервые в истории мореплавания совершил безостановочный переход от Кантона до Портсмута. Выдающийся исследователь удостоен чести быть упокоенным в Александро – Невской Лавре. В честь Лисянского названы открытый им остров в архипелаге Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря и гора на острове Сахалин

Наше путешествие продолжается, вы узнаете более подробно о кругосветном плавании барков «Седов» и «Паллада», а также о Трансатлантической экспедиции барка «Крузенштерн» в следующей публикации. До встречи на нашем сайте!