
24 января 2021 года исполняется 245 лет со дня рождения Теодора Амадея Гофмана – легендарного немецкого писателя, композитора, дирижёра, живописца, режиссёра.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет в Восточной Пруссии в 1776 году, в городе Кёнигсберг (сейчас это Калининград, и на месте дома, где родился немецкий писатель, установлен памятный знак).

Художественное дарование Гофмана необычайно многогранно. Под его пером источником всего фантастического становится обыденная жизнь. Гофман умел создавать красивые, чувственные сказки. И его волшебство открывает нам другой, ещё более необыкновенный мир – мир человеческой души. Именно он сделал фантастику способом познания действительности, предложил посмотреть на привычный мир новым взглядом. И понять – что важно, а что ложно и суетно. К открытию вечного во временном, сиюминутном направлены практически все произведения Гофмана – не только сказки, но и новеллы, и романы. Кроме того, он был одарённым художником. А ещё Гофман известен во всём мире как замечательный музыкант и композитор.
5 интересных фактов о писателе:
- Из преклонения перед Амадеем Моцартом в 1805 году сменил имя „Вильгельм“ на „Амадей“ (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем „Иоганн Крайслер“ (нем. Johannes Kreisler).
- К двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.
- Гофман прекрасно рисовал. В 1796-м году, живя в городе Глогау он помог своему знакомому художнику Алоису Молинари расписать местную иезуитскую церковь. Некоторые залы Варшавского «Музыкального собрания были украшены его росписями.
- В 1799 году Гофман дебютировал в амплуа композитора, написав несколько коротких опер, которые были с успехом поставлены на сцене театра города Познань, где он в то время жил.
- У Гофмана действительно жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух.
https://vk.com/video351919682_456239744
В Светлогорске недалеко от “Дома Сказочника” установлен памятник Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Вернее, памятников два: один – всем известному великому немецкому писателю-сказочнику, композитору (известному как Иоганн Крейслер), художнику и театральному декоратору. А второй – никому не известному Гофману-чиновнику и Гофману-юристу. Именно поэтому официальное название памятника – “Двойственность внутреннего мира”.
Маэстро постоянно боролся между двумя этими ипостасями. И дело даже не в проблеме выбора – сам он безвозвратно выбрал путь творца. И только материальные затруднения заставляли его быть “вторым” Гофманом. Эта двойственность отразилась и в его творчестве – в своих произведениях Гофман не раз обращался к теме двойников.
Автор памятника – скульптор С.Усачев.

Кстати…
Рядом с памятником Гофману расположен макет средневекового Кёнигсберга, где писатель родился и жил на рубеже XVIII-XIX веков. А также парк “Мир Гофмана”, где установлены скульптуры героев его произведений.
https://ok.ru/video/266661267986
Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок». Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди, и предметы – настоящие волшебства.
Главный герой «Золотого горшка», студент Ансельм, в чём-то напоминает сказочного Иванушку-дурачка, некий архетип героя «простоты». Но многое в нём и в его окружении имеет вполне конкретную социальную мотивировку – бедный студент, увлекающийся поэзией, неловкий и поразительно неудачливый, тем не менее может жениться на профессорской дочери, получить достойную работу и «стать как все». Может – но не становится. Как мы помним, традиционный сказочный персонаж преодолевает препятствия, выходит из сложных ситуаций, проявляет смекалку и получает волшебную помощь, но практически не сталкивается с проблемой внутреннего выбора. А в сказке Гофмана главное испытание героя как раз заключается в выборе, и правильное решение не так уж безусловно и очевидно. Выбрать нужно между обычной человеческой судьбой и возможностью жить в идеальном мире. Между вполне земной Вероникой и чудесной Серпентиной. Между соблазном «успешности» и утолением духовной жажды. Между «нормальностью» и «безумием». Между «по течению» и «против течения». Причём счастливым можно стать в любом из этих вариантов. Только в первом случае счастье будет куплено изменой самому себе…

Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр – сказку «Щелкунчик и мышиный король». Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.
С этими и другими произведениями Эрнста Теодора Амадея Гофмана вы можете познакомиться в фонах Детской городской библиотеки.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке материала:
https://knizhkindom.com/news/view?id=2057