Пускай в Крещенские морозы
замёрзнет зло, замёрзнут слёзы!
А звонкий смех и доброта
пусть не замёрзнут никогда!!!
Проходит праздник Рождества Христова, и наступают святочные дни. Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды) — славянский народный праздничный период из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 (20) января (Зимний свадебник) и половину дня 8 (21) января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.
Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.
На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Вот как описаны эти празднования в произведениях художественной и духовно – нравственной литературы. Ещё в школе мы знакомимся с самой светлой и любимой многими поколениями книгой Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Это произведение было экранизировано.
От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями.
Последние дни Святок посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня. Во льду рек и озер прорубают крестообразную купель и празднично ее украшают. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа.
К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр – святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».
Святки: история и христианские традиции в книгах:

В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт – современные писатели не только пишут рождественские рассказы, но и проводят конкурсы на лучший из них.
Со многими из них вы можете ознакомиться в Детской городской библиотеке, узнав интересные факты из истории этих праздников, прочитав замечательные поэтические строки и узнав о приключениях литературных героев в эти волшебные дни.


Информация взята из интернета – источников: