Дорогие друзья!
Библиотекари Детской городской библиотеки приглашают вас в увлекательное путешествие. Мы хотим рассказать вам истории об первооткрывателях неизведанных земель, о парусниках, которые до сегодняшнего дня отправляются в плавание, совершая кругосветные путешествия и повторяя морские маршруты Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и других знаменитых мореплавателей, и первооткрывателей.
Вас может удивить, что приглашение в путешествие предлагает библиотека. Но в этом нет ничего особенного. Коллектив нашей библиотечной системы поддерживает дружеские партнерские отношения с экипажами парусников «Крузенштерн» и «Седов».
В 2015 году мы совместно осуществили проект «70 лет Победы – 75 книг о войне», библиотекари подобрали 75 книг по военной тематике, и эта передвижная библиотека «отправилась» в рейс с экипажем «Крузенштерна».
2020 год ознаменован многими юбилейными датами: 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., 200 лет назад была открыта Антарктида русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Поэтому мы решили рассказать об истории морских открытий, об истории парусников и их современной жизни…
Следите за выпусками нашего необычного, морского и библиотечного путешествия!
Итак, ВПЕРЕД ДРУЗЬЯ! ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ…

Парусники «Седов» и «Крузенштерн»
«Крузенштерн» и «Седов» – два известнейших и самых крупных парусных корабля не только современной России, но и мира. Сегодня в мире на плаву сохранилось не более десятка парусников такого типа. Совсем скоро каждый из них отпразднует свой 100-летний юбилей! Однако даже несмотря на столь значительный возраст, оба парусника продолжают совершать учебные плавания, участвуют в регатах и ходят вокруг света. «Крузенштерн» и «Седов» принято постоянно сравнивать между собой. В их судьбе действительно есть удивительно схожие моменты, но также много и различий.
Чем похожи и различаются парусники?
Оба парусных корабля относятся к морским судам типа «барк», на каждом из них оборудовано по четыре мачты и пять палуб. Правда, самая высокая мачта у «Седова» на три метра длиннее, чем у «Крузенштерна»: 58 метров против 55. Хотя невооруженным глазом эту разницу бывает сложно заметить, все-таки это высота 14-15 этажного дома! К слову, во время плавания на такую высоту приходится подниматься матросам, курсантам и даже присоединившимся к ним обычным туристам-практикантам.
Разница в длине корпуса у кораблей опять же всего три метра: 117,5 метров у «Седова» и 114,5 метров у «Крузенштерна». Различие в ширине судов и того меньше — всего 70 см, опять же в пользу «Седова». Именно поэтому он и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник мира. Их история и счастливая судьба символичны для русского флота. Существенное различие между двумя кораблями наблюдается в площади парусов — их главной движущей силе. 32 паруса «Крузенштерна» вместе занимают 3553 м². Его самый крупный парус площадью 272 м² по размеру равен теннисному корту! На «Седове» те же 32 паруса занимают гораздо большую площадь — 4192 м², что по меркам обывателей на 2,5 теннисных корта больше. С помощью парусов судна могут разгоняться до 32-33 км/ч (17,4 и 18 узлов соответственно), а за счет двигателей развивают скорость до 18,5 км/ч (10 узлов).
И «Крузенштерн», и «Седов» относятся к типу кораблей, называемому «windjammer», или «выжиматель ветра». Подробнее о том, как в конце XIX века появился такой вид парусных судов, чем они отличались от предшественников и для чего их строили, можно узнать пройдя по ссылке морского цикла «История последних выжимателей ветра»:
Как появились парусники «Седов» и «Крузенштерн»?
Сходство в истории двух парусников начинает прослеживаться уже с момента их появления. Построены они были на верфях в Германии и когда-то носили совершенно другие имена. В 1921 году в городе Киле на верфях знаменитого концерна «Круппа» спустили на воду «Седова». На тот момент парусник назывался «Magdalene Vinnen II». Постройку корабля оплатила компания «Ф.А. Виннен & Ко», а ее владелец Карл Виннен назвал корабль в честь дочери. Изначально парусник должен был возить сухие грузы через Атлантику. Однако в 1936 году Виннен разорился и перепродал судно другой бременской компании «Norddeutscher Lloyd». Ну а «Магдалена» стала «Командором Йенсеном» и была преобразована в учебно-торговое судно. Так оно и ходило по морям и океанам под парусами этой компании вплоть до Второй мировой войны.
О том, что произошло после окончания Великой Отечественной войны с обоими парусниками, об удивительных людях, которые спасли «Седова» и «Крузенштерна» от незавидной участи, а также о других интересных событиях из истории кораблей можно посмотреть, пройдя по ссылке:
Барк «Крузенштерн»

Парусник «Крузенштерн»
Так сложилось, Крузенштерн оказался последним в поколении Винджаммер. Со штапелей верфи Текленборга «Крузенштерн», а тогда он имел другое название «Падуя», спустили на воду в 1926 году. Построенный немецкими корабелами как грузовик, барк служил военным кораблем и плавучей казармой, работал научным исследователем.
Парусник родился под счастливой звездой.
Не раз поменяв специализацию, страну, судовладельца судно исправно служит
людям, наполняя их сердца дружелюбием и радостью сопричастности. Последние полвека,
оно выполняет, возможно, самую важную миссию: судно стало кузницей кадров
молодого поколения моряков, воспитывая в них достоинство, бесстрашие,
преданность профессии. Тысячи курсантов прошли на борту настоящую школу жизни и
морского братства, осознали выбор профессии, а затем состоялись в качестве высококлассных
морских специалистов. Первые шаги в профессии на борту Крузенштерна сделали его
капитаны: Алексей Борисович Перевозчиков, Евгений Владимирович Немержицкий, Тийт
Юлович Кутсер, Олег Константинович Седов, Михаил Вячеславович
Новиков
и Михаил Петрович Ерёмченко.
В СССР барк попал в плачевном состоянии. И только энтузиазм преданных парусам профессионалов уберёг его от печальной участи. Они вдохнули в прекрасное инженерное сооружение – жизнь. Затем немало потрудились над блестящим послужным списком, возвели в ранг учителя, гонщика, дипломата. Моряки золотого фонда страны создавали его историю, богатую на приключения и достижения. В СССР, а затем и в новой России барк несколько раз, капитально ремонтировали, обновляли оборудование, оснащали современной навигационной техникой, но всегда с честью хранили связь с довоенной историей судна. Так, в знак преемственности традиций Рында и штурвал несут на себе имя Падуя.


За 90 лет своего существования барк «Крузенштерн» обошел вокруг света четыре раза! Правда, дважды он совершал коммерческие рейсы, еще в свою бытность «Падуей», так что они в расчет не принимаются. А вот первую исследовательскую кругосветку парусник совершил в 1995-1996 годах.
В истории «Крузенштерна» было еще множество регат, на которых он завоевывал призовые места. Кроме того, первым в истории России «Крузенштерн» получил приз «Cutty Sark» — своеобразный «Оскар» в парусном спорте.
В 2000 году «Крузенштерн» участвовал в большой международной парусной регате. Так получилось, что, когда шли под парусами на полном ходу, пришло известие, что неподалеку терпит бедствие небольшая яхта. Пассажирка с этой яхты, молодая девушка, упала с мачты и сломала позвоночник. Узнав об этом, капитан тут же развернул «Крузенштерн», вышел из гонки и отправился на помощь. Девушку спасли, потом вернулись на точку, где прекратили регату, догнали парусники, и опередили всех, став первыми в регате! Подробнее об этом случае можно узнать, пройдя по ссылке:
Для миллионов посетителей, поднявшихся на борт исторического винджаммера, парусник стал посланником мира. По – прежнему любой его заход в порт превращается в ярчайшее событие городского, а нередко и государственного масштаба. И участие «Крузенштерна» в трансатлантической экспедиции «Паруса мира» посвященной 200-летию открытия Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне тому подтверждение:
Сегодня «Крузенштерн» – плавучий музей, который продолжает жить полноценной насыщенной жизнью:
Судно неустанно развивается технически и движется вперёд. Главное богатство барка – экипаж – генерирует смелые, порой неожиданные идеи и проекты, а затем блистательно воплощает их в жизнь. С каждым годом всё больше людей стремится увидеть «Крузенштерн». SPE FRETUS (Спи фретус – доверяющий надежде) было написано на гербе семьи Крузенштернов.
Надежды великого адмирала оправдались. Его дело – воспитание молодых поколений, тяга к исследованиям, дерзость и бесстрашие русского моряка перенял и парусник, носящий гордое имя великого мореплавателя. Огромная категория профи, прошедших на борту судна школу молодого моряка, влюблённых в своё дело людей – настоящее достояние парусника. Пожалуй, нет в мире акватории или морской компании, где бы ни работали крузенштерновские птенцы, все они с гордостью говорят: «Я начинал на «Крузенштерне»! И пусть его паруса всё так же наполняет ветер, а о стальные борта разбиваются волны. Семь футов под килем великому и прекрасному судну – обрусевшему немцу по имени – «Крузенштерн»!
В фонде Детской городской библиотеки есть удивительные книги, из которых можно узнать более подробно об открытии Антарктиды нашими мореплавателями, о первых Российских плаваниях вокруг Света, или узнать, кто же такие были необыкновенные моряки, в честь которых названы парусники – рекордсмены. Либо из краткой морской энциклопедии узнать, что означают те или иные термины, например, слова: аврал, абордаж, рундук, рында и т.д., и почему на клотике чай не пьют…
«32 писателя». Том 2
Сборник произведений победителей Первого международного конкурса детской и юношеской художественной и научно – популярной литературы им А. Н. Толстого (в 3 – х томах)
Николай Чуковский «Капитан Крузенштерн»
Увлекательная повесть о знаменитых русских мореплавателях Иване Крузенштерне и Юрии Лисянском.

Впервые два русских корабля совершили плавание вокруг земного шара.

Эта блестящая экспедиция всему миру доказала высокие качества русских моряков и вывела русский флот на простор океанов…
«Два знаменитых русских мореплавателя, Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, подружились давно, ещё в морском кадетском корпусе… В морском корпусе ходили неясные слухи, будто императрица Екатерина собирается отправить русский корабль в кругосветное плавание…
Шведский король Густав III в 1788 году объявил войну России и весь свой могучий флот направил к русским берегам… Четырнадцатилетний мичман Юрий Лисянский попал на фрегат «Подражислав», а семнадцатилетний мичман Иван Крузенштерн – на линейный корабль «Мстислав» … На «Мстиславе» были убиты и ранены почти все офицеры, а самый младший из офицеров, мичман Крузенштерн, сделался помощником командира корабля…

«Но вот в 1793 году русское правительство решило отправить несколько способных молодых моряков в Англию для усовершенствования в мореходном деле… Крузенштерн подал просьбу, чтобы и его отправили вместе с ними…с этого дня и начались его необычайные приключения…»

«…он обратился к правительству с просьбой отправить его на русском корабле в кругосветное плавание… Проект утвердили. Казначейство выдало деньги на покупку двух кораблей. Иван Фёдорович Крузенштерн был произведён в чин капитан – лейтенанта и назначен начальником экспедиции…Крузенштерну было тридцать два года… Прежде всего нужно было решить, кто будет командовать вторым кораблём. И Крузенштерн сразу вспомнил о своём старом друге – Юрии Фёдоровиче Лисянском…Наконец всё готово… «Надежда» и «Нева» медленно вышли в море… Было это 7 августа 1803 года…

…Значение плавания «Надежды» и «Невы» в истории русского флота трудно переоценить. Всему миру доказало оно высокие качества русского моряка…Вслед за «Надеждой» и «Невой» по проложенным ими путям чуть не каждый год стали совершать кругосветные плавания корабли под русским флагом.»
Ю. А. Сенкевич, А. В. Шумилов «Их позвал горизонт»

Авторы рассказывают об открытиях и судьбах замечательных географов и путешественников: о Седове и Пржевальском, о Миклухо – Маклае и Шмидте…, об открытии Антарктиды…
В подготовке материала использовались источники информации:
https://vk.com/barque_sedov_official